Про звірів і людей
Aug. 11th, 2008 02:40 amНавіяно цим коментом.
Держави справді своєю поведінкою значно більше схожі на звірів, ніж здається. Вони бються за територію, свою територію помічають і захищають. В них правий той, хто сильний, хоча сильний може підтримувати слабого. Вони огризаються на аґресію, але в випадку програшу запросто можуть виляти хвостом перед тим, хто їх побив. У них вибудовується своя ієрархія, заснована на складній суміші права сильного та якихость інших порядків та правил.
Кожному суспільству його власний звір потрібен. Якщо гризуться два неконтрольованих звіра, то суспільство банально втягнуте в боротьбу за виживання. Єдиний можливий варіант поведінки для суспільства підтримувати свого, іншого не дано. Якщо обидва звіра підконтрольні суспільству, суспільство може навязати звіру якісь риси людяності, моралі, законності. Тут вже може йтися, наприклад, про легалізм, про міжнародне право. Якщо ж суспільству підконтрольний один зі звірів, то суспільство змушене буде відбиватись від другого звіра, не забуваючи про моральні норми, але памятаючи, що на звіра це не повпливає. Точніше, повпливає не так, як на людину. Собаку можна пожаліти, але не можна розраховувати, що вона від цього перестане тебе кусати. Це не озачає, що з нею теж треба поводитися по-звірячому ні, її пожаліти варто, якщо така можливість буде. Але з хижим звіром можна говорити лише мовою дресирувальника. Або мисливця.
Головне тільки не прогледіти в звірі людину. Інколи її дуже важко побачити.
Re: Про Фому и про Ерему.
Date: 2008-08-20 10:51 pm (UTC)Нет. Вопрос стоял, скорее так: будет ли результат (поведение государства) определятся разумом. Важно конечное поведение, а не то, действуют ли разумно управляющие элементы, не способные при этом полностью определять ситуацию.
Руководство страны может быть очень разумным. Если бы при этом оно не находилось под действием обстоятельств, заставляющих их склонятся не к наиболее разумному решению, если бы реализация наиболее разумного решения всегда было осуществима в реальной жизни в отведенные сроки, если бы разум и любовь к истине были единственным побуждающим мотивом этого руководства, и.т.д, то есть ситуация была бы идеальной для принятия и реализации разумного решения, то и конечный результат (поведение государства) было бы разумным.
Я утверждаю, что поведение реального государства будет определяться разумностью его руководства менее чем на половину. То есть оно в большей степени будет определяться другими факторами, как то:
1. Электоральные пристрастия. Руководству нельзя делать того, что не нравится их избирателям, как бы разумно это не было. К примеру, Янукович всегда был за вступление в НАТО. Но так сложилось, что его теперешний электорат выступает против НАТО. В этой ситуации Янукович не властен действовать разумно (если считать желание Януковича вступить в НАТО разумным).
2. Интересы ближайшего окружения. Было достаточно царей тупо задушенных ночью шарфами. Человек у власти, потерявший поддержку окружения, имеет не очень продолжительную политическую историю. Интересы окружения часто находятся в противоречии с интересами государства. Но считаться с ними прийдется.
3. Руководитель может быть кому-то чем-то обязан, кто-то может иметь на него компромат. Поведение такого человека будет разумным только с точки зрения его личных интересов, но не интересов государства.
4. Личные интересы руководства. Например, на Украине была распространенной практика доведения государственных предприятий до банкротства с целью их приватизации народными депутатами, как говорится, "за копейки". Такие действия, безусловно, разумны с точки зрения депутатов. Но выполняемые для этого государственными органами действия стороннему наблюдателя трудно назвать розумными: государство попросту вредит самому себе, убивая свою промышленность и продавая имущество за бесценок.
Такие факторы можно перечислять до бесконечности. Именно они, а не разумность руководства, определяют поведение государства. Государство, управляемое вполне разумно, остается утопией и по сей день.
>> Однако замечу, что «свободная воля» вполне может существовать в материальном мире, как механизм принятия решений в условиях недостаточной информации.
То есть Вы написали, что для свободной воли есть применение. Но реализовать ее не возможно. Можно сделать только что-то такое, что будет восприниматься субъектом как свобода выбора, при этом оно будет объективно детерминировано. Если Вы об этом говорите, то тогда человек не несет никакой ответственности за свои поступки, т.к. они определены не зависящими от него причинами. За что же мы их в тюрьму сажаем?
>> Написанное карандашом на бумаге это вполне материальные кусочки графита на волокнах целлюлозы, аналогично и в голове.
Здесь Вы вышли за пределы аналогии. Материя сопоставлялось с "железом", духовное - с софтом. Софт существуюший без "железа", соответственно, соотносится с духовным, существующим без материи. Сопоставление софт - материя здесь не катит.